Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.
Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.
Стиль общения: что это такое
Общение состоит из трех компонентов:
- Содержание, определяющее предмет коммуникации, разговора.
- Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
- Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.
Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.
Вежливое общение
Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.
Современная классификация стилей общения в психологии представлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, Сергея Шеина и других.
Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.
Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.
Стилям общения присущи:
- объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
- субъективная – личностные особенности индивидуума.
Читайте далее: Чем заняться на карантине
Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.
3 категории
Стили общения подразделяются на три категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенном сообществе:
- Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
- Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
- Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.
6 основных стилей общения
Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.
Авторитарный
Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.
Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью. Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.
Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.
Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.
Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.
Манипулятивный
Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.
Манипуляторы обычно:
- ссылаются на авторитетный источник;
- акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
- говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
- жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.
Существуют многочисленные приемы манипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами и людьми других профессий, а также в семейных отношениях.
Читайте далее: Как реагировать на агрессию и оскорбления
Демократический
При демократическом общении любая проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа ситуации, принятия решений.
Демократический стиль способствует:
- правильной мотивации;
- поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
- открытому высказыванию своего мнения.
В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения. Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.
Либеральный
При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.
Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.
В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.
Деловой
Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.
Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.
Межличностное общение
Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.
При неформальном разговоре часто прибегают к:
- просторечию;
- субъективной оценке сказанного;
- экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
- сокращениям;
- разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.
Часто используется восклицательные и побудительные предложения.
Заключение
Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.
Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.
Источник: